Одним из них является идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма — Джексон Поллок, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.
Он стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов.
Один из самых узнаваемых художников ХХ века родился 28 января. Ко Дню рождения культового абстракциониста мы представляем краткий обзор самых популярных картин Поллака, которые являются настоящей гордостью Америки.
Став одним из самых ярких представителей экспрессионизма, создатель живописи действия Джексон Поллок в свое время решил, что для написания картин не обязательно использовать привычные техники.
Джексон Поллок не писал кистью, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на расстеленный на полу холст и вычерчивал густую, блестящую паутину линий при помощи разнонаправленных ударов веревки.
«...Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее.
Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю.
Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь....»
Первая выставка работ Поллока в Галерее Бэтти Парсонс в 1948 была сенсацией и имела финансовый успех. Поллок смог обзавестись мастерской большего размера и там создал в 1950 году серию из шести работ, впоследствии ставших наиболее известными. В 1949 журнал Life Magazine назвал Поллока величайшим американским художником.
К середине 1950-х годов он почти бросил писать. Вскоре разрушилась и семейная жизнь, узнав о романе с юной натурщицей его бросила жена. В 1956 году после развода с он впал в депрессию и 11 августа 1956 года погиб в автокатастрофе, будучи за рулем в нетрезвом состоянии. Один из пассажиров скончался на месте, его девушка выжила.
После его смерти галерея Поллока продала все его работы, оставшиеся в студии, включая и те, которые были не готовы.
Самая знаменитая работа Джексона Поллока — «Номер 5»
В 2006 году на аукционе Сотбис была продана за 140 миллионов долларов и стала самой дорогой картиной мира. Храниться в частной коллекции
Эту картину Поллок написал в 1948 году на листе фибролита размером полтора на два с половиной метра. У этой необычной картины вполне обычная история.
Сначала она стала собственностью Сэмюэла Ньюхауса, затем была достоянием общественности и демонстрировалась в Музее современного искусства Нью-Йорка.
Спустя некоторое время она опять стала экспонатом частной коллекции, на этот раз Дэвида Геффена, известного аудио- и кинопродюсера. Геффену удалось продать ее мексиканскому коллекционеру шедевров живописи за рекордно большую цену – $140 млн.
Таким образом работа Джексона Поллока № 5 стала самой дорогой картиной мира. Она обошла по стоимости и «Женщину III» Виллема де Кунинга, и «Портрет Аделе Блох-Бауэр I» Густава Климта, которые были до неё самыми дорогими картинами.
Самая дорогая картина Джексона Поллока «Номер 17А»
В 2015 году на частных торгах продана за рекордные 200 млн. долларов. Принимает участие в выставке Института искусств Чикаго.
В 2015 году рейтинг самых дорогих картин пополнился еще одной работой Джексона Поллока.
Американский миллиардер Кэннет Гриффин приобрел работу Поллока «Номер 17А» за 200 миллионов долларов у фонда Дэвида Гэффина.
К сожалению, Поллок не дожил до тех пор, когда его картины начали стоить огромных денег.
Представляем еще несколько работ одного из самых дорогих художников — Джексона Поллока. Кстати, в рейтинге — «200 самых лучших художников ХХ века» британской газеты The Times, Джексон Поллок занимает 7 место.
Осенний ритм «Номер 30»
Выставляется в музее Метрополитен, Нью-Йорк
Эту картину Поллок написал в 1950 году. Незадолго до этого у художника состоялась первая персональная выставка. В один момент работы мастера стали популярны, на заработанные деньги Джексон Поллок смог снять собственную мастерскую и создать серию из 6 работ.
Женщина-Луна, режущая круг
Музей Метрополитен, Нью-ЙоркБольше всего, как это ни покажется странным на творчество Джексона Поллока оказал влияние простой смотритель музея.
В 1937 году Джон Грэхем опубликовал материал под названием «Примитивная живопись и Пикассо». Поллок, который был ярым поклонником Пикассо и черпал вдохновение для своих работ в примитивном творчестве американских аборигенов.
Волчица
Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Стиль, в котором написана «Волчица», был разработан Поллоком по заказу Пегги Гуггенхейм. Изначально он использовался для оформления дома дочери мецената. Впоследствии Джексон Поллок применил свои наработки в этой картине и нескольких других — «Хранителях тайн», «Пасифая».
Эхо «Номер 25»
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Это первая картина, которую Джексон Поллок создал в новом (и для себя, и для всего мира) стиле. К 1951 году художник твердо уверился в несостоятельности своей прежней, «капельной техники». Чтобы избежать самоплагиата, художник разработал новую технику: к абстракции прибавился сюрреализм.
Джексон Поллок использовал в своей живописи необычные, революционные методы, которые явились предметом бурных дискуссий но, в конечном итоге, принесли ему всемирную известность.
Работы Поллока всегда разделяли критиков на разные лагеря. Вот что писал о Поллоке, Сальвадор Дали в своем «Дневнике гения»
Справедливости ради, надо отметить что Дали писал рецензии не часто и далеко не о каждом художнике. Поэтому достаточно сложно понять является ли это высказывание Дали комплиментом или презрительным отзывом.
Однако Джексон Поллок остаётся не только одним из наиболее влиятельных фигур абстрактного экспрессионизма но и одним из самых дорогих художников мира.
источник