В этом выпуске альманах для любознательных «Хочу все знать» подготовил подборку материалов о самых дерзких обманах связанных с живописью.
Написанием подделок, занимаются, как правило, достаточно талантливые художники, но их картины не имеют успеха ни на торгах, ни в галереях, ни даже на вернисажах. Пользуясь тем, что аукционные дома далеко не всегда проводят тщательную экспертизу холста или красок, а дилеры при желании могут предоставить поддельный сертификат подлинности, с убедительным провенансом (родословной) картины, мошенникам удается обмануть не только покупателей-новичков, но и уважаемых экспертов, именитых искусствоведов, а порою даже родственников знаменитых художников.
Грандиозные обманы связанные с живописью
Один из крупных и нашумевших скандалов произошёл в нью-йоркской галерее Knoedler Company, после покупки одним из клиентов картины Джексона Поллока стоимостью 17 миллионов долларов, которая оказалась подделкой. После расследования инцидента выяснилось, что арт-директор галереи, Глафира Розалес, покупала подделки работ экспрессионистов у китайского художника по 7 тысяч за штуку.
За пятнадцать лет работы ей удалось продать порядка 60 поддельных предметов искусства, на сумму 30 миллионов долларов.
Голландский художник XX века Хан ван Меегерен прославился своими подделками в стиле Яна Вермеера — великого нидерландского художника XVII века.
Богатство Меегерену принесла картина «Христос в Эммаусе», которую он в 1937 году, сумел продать галерее Роттердама за 6 000 000 долларов, выдавая её за работу Вермеера.
Меегерену принадлежит еще одна подделка в стиле Вермеера — «Христос и блудница», именно с этой картиной связано его разоблачение. Великого мистификатора обвинили в связи с нацистами, так как в 1943 году он продал эту картину, считавшуюся народным достоянием, рейхсмаршалу Герману Герингу за миллион гульденов.
На суде Меегерен честно признался, что рисовал подделки, но, никто ему не верил, все критики как один признавали картины написанные Меегереном как подлинники Яна Вермеера. Чтобы доказать свою правоту и мастерство, Меегерену пришлось нарисовать еще одну картину Вермеера — «Христос, проповедующий в храме».
Под бдительным наблюдением экспертов в течении двух с лишним месяцев Хан ван Меегерен создал еще один шедевр, поставив специалистов перед сложным выбором. В итоге суд приговорил великого мистификатора за мошенничество в особо крупных размерах к одному году тюрьмы.
Аукционный дом Christie’s был замешан в скандале с продажей картины Бориса Кустодиева «Одалиска». Картина была приобретена за рекордную для художника цену — 2 900 000 долларов. После покупки картины владелец засомневался в подлинности картины и специальное расследование доказало авторство художника, копировашего стиль Кустодиева.
Как правило, аукционные дома стараются не раздувать скандал и быстро без публичной огласки решить подобные щекотливые ситуации, но этот спор решался в Верховном суде Лондона. После двух лет слушаний, суд разрешил Вексельбергу, приобретшему подделку, расторгнуть сделку и вернуть свои деньги.
Аукционный дом Sotheby’s так же был вовлечен в скандал с заявленной на продажу подделкой картины Ивана Шишкина — «Пейзаж с ручьем». Её оценочная стоимость составляла 1 100 000 долларов. Но перед открытием аукциона в прессе появилась информация, что выставляемая картина Шишкина слишком схожа с картиной малоизвестного нидерландского художника Мариуса Куккука.
Не смотря на заверения представителей аукционного дома, что на картине существует подпись Шишкина, и её подлинность проверена. В итоге, при тщательном расследовании инцидента выяснилось, что картина является работой кисти малоизвестного голландца и годом раньше она была куплена в Стокгольме за 64 тысячи долларов.
И это далеко не все случаи подделки картин, и обманов связанных с живописью, когда мошенникам удавалось обводить вокруг пальца экспертов и именитых искусствоведов.