. Троян зимний
Сегодня
Приветствуем Вас на страницах информационно-познавательного журнала.
Каким бы багажом знаний вы не обладали, всегда найдется что-то любопытное, о чем бы вы хотели узнать.

Троян зимний

2016/02/16

славяне в языческие времена 18 февраля отмечается древнеславянский праздник — Троян зимний.
Для древних славян, этот день был днем Воинской славы и считался очень важным праздником В этот день непобедимые римские воины были повержены и изгнаны из русских земель. Праздник известен также под названиями «Стрибожьи внуки», «поминовение падших у Троянова Вала».

Этимология названия Траянов вал, земля Трояня —(Дакия), Тропа Трояни, «века Трояни» не выяснена до сих пор, как не выяснено, и то кто такой Троян.

Альманах для любознательных «Хочу все знать», вместе с историками выдвигающими всевозможные гипотезы, окунулся в глубь веков, пытаясь разобраться в далеком прошлом.



На сегодняшний день, четких понятий о том, что такое Траяновы валы, земля Трояня— (Дакия), Тропа Трояни, «века Трояни» не существует. Скорее всего, Троянов Вал был оборонительной насыпью, возможно, на этом месте был воздвигнут небольшой форпост.

Относительно того, кто такой Троян, существует множество разных гипотез.

  • Одни полагают, что Троян — это римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам.
  • По другой версии, Троян — это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня — земля славян или конкретно Русь.
  • Существует мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век — седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий.
  • Ещё одна версия связывает имя Трояна с Троей и славянскими версиями античных легенд о Троянской войне. Многие народы в средневековье считали себя потомками троянцев, не были исключением и славяне.
  • Есть трактовка, согласно которой Троян — ошибочное прочтение, так как написание лигатуры «тр» и букв «б» и «з» совпадало с именем Бояна, другого загадочного персонажа «Слова».

Надо сказать, что о религии древних славян, о взглядах древних славян на Вселенную и окружающий мир нам мало что известно, потому что практически отсутствуют письменные источники. Узнать какие-то факты о мифологии и религии древних славян можно лишь при помощи мифолого-лингвистических реконструкций.

Отрывочные сведения о мироощущении древних славян можно получить из древнерусской литературы: в летописях, «Велесовой книге», «Поучении Владимира Мономаха», «Слове о полку Игореве» и некоторых других.

Так, "Велесова книга» многими считается священным писанием славян. Она написана на деревянных дощечках (43 доски) в V-IX столетии волхвами Русколани и Древнего Новгорода. Содержит мифологию славян, тексты молитвенные, легенды и рассказы о древней славянской истории с XX тысячелетия до нашей эры по IX век нашей эры. "Велесова книга" известна с начала XIX-го столетия, но дошла до нас в копии начала XX-го века.

Русский летописец, рассказывая об истории славян, придерживался мнения, что все славяне произошли от общности славянских племён: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю. От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими … И так разошёлся славянский язык».

День Трояни зимнего наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала. Точная дата (около 101 года нашей эры) и другие подробности героического подвига у Трояного Вала, к сожалению, на сегодня не сохранились.

Зато этот эпизод в истории Древней Руси четко упоминается в Велесовой книге и восхваляется в «Слове о полку Игореве»:
цитата из Велесовой книги
Далее, об отношении славян к Родине, о любви, преданности и необходимости ее защиты нам может рассказать древнерусская летописная клятва:

«А если выше сказанного не выполним… то пусть будем желты, как это золото».

Опираясь на письменные источники, можно сделать вывод, что древние воины-славяне думали о потомках и о Величии Земель русских — не испугались они смерти, а вступили в бой, даже не допуская мыслей о предательстве, отступлении или сдаче врагам.

«Воины те бились, не сложив оружия и не показав спины».

Издревле у славян было принято в Троян зимний совершать что-то героическое и даже опасное, но полезное для Родины или семьи, важно так же было помянуть за столом отважных воинов.