. Виллем Баренц
Сегодня
Приветствуем Вас на страницах информационно-познавательного журнала.
Каким бы багажом знаний вы не обладали, всегда найдется что-то любопытное, о чем бы вы хотели узнать.

Виллем Баренц

2017/03/14

Голландский мореплаватель и исследовательВиллем Баренц — голландский мореплаватель и исследователь. Современники прозвали его «шкипером эпохи».

Знаменитые путешественники


Его именем названо Баренцево море и один из островов. В его честь назван город на открытом им архипелаге Шпицберген, а также острова у западного побережья Новой Земли.

Рассказом о жизни и трагической гибели великого мореплавателя мы продолжаем цикл статей «Знаменитые путешественники»

Виллем Баренц — «шкипер эпохи»


Точная дата рождения голландского путешественника Виллема Беренца и его жизнь до 1594 года доподлинно не известны.

Родился около 1550 года (к сожалению, церковные книги за этот период не сохранились) на фризском острове Терсхеллинг. Его отец был рыбаком, звали его Барент, и по традиции от его имени образовали фамилию великого путешественника — Барентсзоон, «сын Барента», сокращенно получилось Баренц.

Не сохранились, так же сведения о семье и детских годах «сына Барента». Известно лишь, что уже довольно зрелым человеком он перебрался в Амстердам, где поступил учеником в навигацко-картографическую мастерскую Планция. Вместе с наставником он совершил путешествие в Испанию и Италию, во время которого совместно был составлен атлас Средиземного моря. После этого похода Баренц получил диплом штурмана.

Далее страницы его биографии вновь неизвестны практически до 1594 года, когда Баренцу, вероятно, исполнилось лет 45. Именно тогда Планций снарядил наконец «экспедицию своей мечты» — на поиски великого Северо-Восточного прохода. По замыслу автора проекта, три корабля должны были отправиться по морю, ныне известному как Карское, в разных направлениях, отыскивая свободный от льда путь.

В1594 году 5 июня суда, покинули амстердамский остров Тексел и взяли курс на Скандинавию. Баренцу выпало командовать «Меркурием» — самым маленьким из кораблей После многих месяцев упорного продвижения вперед моряки достигли неизвестной группы островов, которые в честь штатгальтера назвали Оранскими Это был маленький архипелаг у северной оконечности Новой Земли. Но заканчивалось продовольствие, и громкий ропот команды заставил упорного Баренца повернуть назад.

На следующий год Баренц принял участие в качестве командира одного из кораблей в новой экспедиции голландского флота, перед которой была поставлена задача пройти в Карское море через пролив между островом Вайгач (у северного побережья Сибири) и Новой Землей. Однако попытка не удалась.

Но, мысль найти северо-восточный путь в Китай не оставляла голландцев. В 1596 году голландские купцы организовали новую экспедицию Баренца и Иоганна Райпа. На этот раз мореплаватели сразу же от норвежских берегов взяли курс на север. В начале июня прошли открытый в первой экспедиции остров Медвежий. Западный ветер слегка отнес флот от курса, и это позволило сделать, пожалуй, самое крупное географическое открытие. В тумане над горизонтом открылась часть архипелага Шпицбергена (назвали его так из за острых горных вершин).

Оттуда корабль взял курс на восток и подошел к Новой Земле. 31 августа мореплавателям удалось обойти северный мыс острова (позднее названный Мысом Желания), но там они снова встретили льды, которые вынудили их остановиться. Путешественникам пришлось стать на тяжелую зимовку.

Участник и летописец того нелегкого плавания Геррит де Фер пометил в тот день в дневнике: «Под вечер мы добрались до западной стороны Ледяной гавани, где нам пришлось провести всю холодную зиму в большой нужде, страданиях и тоске». Ледяные оковы держали корабль всю зиму и весну, поэтому решено было направиться к материку на двух лодках. Баренц и еще пять участников экспедиции стали жертвами, этого трудного пути.

Приключения голландцев на Новой Земле сразу приобрели широкую известность благодаря дневнику де Фера, опубликованному год спустя. Его немедленно перевели на многие европейские языки.

Однако, свидетельства де Фера очень долгое время все специалисты считали сказками, и европейцы на века прекратили тогда поиски Северо-Восточного прохода.

Только через 300 лет после смерти Баренца, в 1871 году, норвежский промышленник и путешественник Эллинг Карлсен изучая Новую Землю, случайно наткнулся на следы той давней зимовки в Ледяной гавани и обнаружил массу предметов, корабельный журнал, книги и приборы,оставленные экспедицией.

Через пять лет в гавань на своей яхте пришел англичанин Чарльз Гардинер, он так же нашел немало интересного: компасы, будильник XVI века, копья, алебарды, мушкеты, медные деньги, кухонную утварь, инструменты, а главное — именно ему в развалинах очага попалась на глаза маленькая гильза с последней запиской Баренца. Все это теперь находится в музее морского департамента в Гааге.

Хотя Баренцу не удалось достичь главной цели — открытия северо-восточного пути в Китай, но он установил возможность навигации по Северному Ледовитому океану, открыл острова Медвежий и Шпицберген, изучил побережье Новой Земли.

В честь выдающегося путешественника Виллема Баренца названо море, между Скандинавией, Новой Землей и Шпицбергеном. Имя Баренца получил также остров у восточного побережья Шпицбергена.