Этот выпуск альманах для любознательных «Хочу всё знать» посвятил одному из самых удивительных праздников древности — Карачун и Коляда. Сегодня он позабыт, а меж тем именно этот праздник подарил нам на память Рождественские колядки.
Из этой статьи вы узнаете что это за праздник — Карачун и Коляда, когда и как его отмечали наши далёкие предки, что можно и что нельзя делать в эти дни. Почему он был важными для языческих русичей и каков он, древний предок Деда Мороза.
Традиции дошедшие до наших дней
Согласно одной из версий, древнеславянский Новый год, напрямую был связан с Карачуном и Колядой и являлся главным зимним праздником славян. Этот древний славянский праздник, считался праздником жизни и смерти и напрямую был связан с языческими богами: Карачуном — богом Зимнего Солнцеворота и Колядой – богом Молодого Солнца.
Отголоски и обычаи этого праздника, который отмечали в конце декабря – начале января, слились с современным Новым годом. С тех времен сохранилось много традиций и обрядов таких как гадания и угощение ряженых, традиция украшать свой дом и устраивать застолья.
Давайте окунёмся в глубь веков и узнаем каким богам поклонялись наши далёкие предки.
Карачун – бог Зимнего Коловорота
День зимнего Солнцестояния, то есть самый короткий день и самая длинная ночь в году древние славяне называли – Карачун, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. В народе говорили:
«Вот и пришёл Карачун Зиме! Солнце на Лето, а Зима на Мороз повернулись».
В Древней Руси — Карачун, зимний солнцеворот, самый короткий день в году имел ещё одно название — Чернобог. Согласно древнеславянским верованиям, Карачун (Карачунъ) – бог Зимнего Коловорота, самого короткого дня, бог Смерти и гибели всего живого. Это славянское божество нижнего мира, являлось одним из самых лютых богов, повелителем морозов, холода и мрака.
Может показаться странным, но наши предки его почитали. Считалось, что Карачун «дружит» с остальными богами. А смерть – не конец, а переход к следующему этапу. В эту ночь верили, что грань между добром и злом очень тонкая. В Карачун солнце «умирало», «уходило под землю», для того чтобы родилось «новое».
Чаще всего изображается седобородым стариком с суровым выражением лица и леденящим взглядом. Ходит одетым в длинный кафтан синего цвета с белой оторочкой и зимнюю шапку (или в белую шубу и с непокрытой головой), почти не выпускает из рук морозящий посох. Взмахнув своим посохом, сей седовласый старец мог укоротить век всем живущим. Каждый год он наказывал морозам студить землю и в отличие от Посвиста-Вихря, обитал не на небе, а под землёй.
Согласно народным поверьям, в свиту Карачуна входили птицы-вьюжницы, волки-метели, медведи-шатуны и души замёрзших до смерти.
Карачун – это лунные сутки накануне Коляды, приходятся на день когда заканчивается период зимнего солнцестояния и ночь становится короче. Поэтому дата эта уникальна для каждого года (с 19 по 22 декабря).
Накануне Карачуна женщины пекли хлеб в форме солнца, «притягивая» его. А также приносили дары Карачуну, чтобы его «задобрить». Ведь без доброго Карачуна не наступит Коляда.
Согласно славянской мифологии в Карачун злые духи мешают рождению Коляды, богу Молодого Солнца. Они приходят чтобы убить младенца. В ночь зимнего солнечного излома славяне боялись праздновать Коляду. Только волхвы проводили специальные обряды, которые не давали злым духам добраться до солнца. Ближе к 25 декабря к волхвам присоединялись и миряне, когда было ясно – Молодое Солнце «победило» зло.
Коляда – бог Молодого Солнца
Коляда – это Солнце-Младенец, очень почитаемый бог в славянской мифологии. У значения «Коляда» есть много толкований, одно из них – от слова «коло».
К празднику готовились заранее. За две недели до Карачуна совершались обряды по очищению дома и души. Наши предки должны были рассчитаться с долгами, держали пост для очищения духа. Семья обязательно шла в баню, чтобы очистить тело. Славяне должны были избавиться от негативных помыслов. Проводили уборку и украшали дома, чинили все сломанное, избавлялись от хлама.
В сам праздник рано утром мужчины шли в лес искать сухое дерево – Бадняк. Дерево приносили в деревню, украшали лентами. Этим деревом провожали прошлое, поэтому его сжигали вечером. Но перед обрядом Бадняк «кормили и поили», чтобы поблагодарить прошлое.
На Коляду, как и на Ивана Купала, зажигали огненное колесо. Только на Купала его сбрасывали в реку, а на Коляду колесо поднимали высоко, чтобы все видели – солнце отныне будет подниматься выше и выше.
Дошедшие до наших дней славянские зимние колядования и щедрования, не что иное, как карнавальное шествие духов, требующих щедрых и вкусных даров.
Разряженные в страхолюдные маски и вывернутые наизнанку кожухи парубки и девчата ходили по хатам воспевали бога Коляду и собирали в мешки подношения. Старшина колядующих традиционно назывался Дедом (он не должен был произносить ни единого слова).
За щедрые дары колядники желали хозяину дома щедрого года и доброго счастья. Древние славяне верили – если колядующие пожелают бедность, то она обязательно сбудется. Дурным знаком было когда колядники обходили дом стороной – считалось, что и счастье целый год будет обходить семью.
Поэтому колядников всячески зазывали в дом и старались угостить получше. Смысл подношения был традиционный – купить себе счастливый, урожайный и сытый грядущий год.
В этот день никто не работал, славяне праздновали большой праздник – Новый год. После Коляды наступали Святки, которые продолжались примерно до 6 января. Отныне славяне знали – быть весне, поэтому воспевали «рождение» солнца и ждали весну.
На Коляду было принято чествовать всех умерших — своих и чужих, грешных и праведных. Для них щедро оставляли на ночь остатки еды и рассыпали крошки по полу. Но перед прадедом Дидухом-Карачуном ставили отдельную миску — жертву в виде хлеба с кутьей. Кутья издавна считалась блюдом для поминовения мёртвых.
Второй непременный атрибут застолья — взвар, символ жизни. Жизнь и смерть царили в эту ночь на столе, за окном и на небе... Считалось, что хорошо накормленные души умерших — «деды» большие и маленькие — защищают своих потомков от всевозможного злосчастия.
После принятия христианства на славянских землях, началась замена языческих божеств и их культов на христианских святых и христианские праздники. Так как дата празднования Карачуна и Коляды примерно совпадала с днём чествования святителя Николая, именно с этим святым Карачун и стал отождествляться.
Карачун и Коляду заменили на Сочельник и Рождество. А новый календарь перенес его с декабря на январь, поэтому по современному православному церковному календарю мы празднуем Рождество, Коляду и Святки в январе. А рождение нового солнца и Новый год в природе так и остались, как в древние времена – в декабре.
В заключении отметим, что именно Карачун считается древним предком современного Деда Мороза. С течением времени Карачун слился с мифологическим персонажем Морозом — олицетворением зимних холодов, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Правда Мороз, более безобидный образ, чем суровый Карачун, — это просто повелитель зимних холодов.
Возможно вам будет интересно узнать о новогодних традициях, о том как появился редкий исторический феномен — Старый Новый год и интересных традициях и приметах связанных с ним: