В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра. Эту идею поддержал А. В. Луначарский.
И не только потому, что в этот период в Москве и России широко создаются национальные театральные коллективы.
Но еще и потому, что с конца 17-го – начала 18-го века, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию невозможно представить без цыган и цыганской песни.
В XIX веке цыганские хоры пользовались большой популярностью у элиты российского общества.
В очерке «Фараоново племя» А. Куприн писал:
«… увлечению цыганской песней отдали искреннюю и страстную дань два великих человека 19-го столетия: один, озаривший его начало, другой – увенчавший его конец. Один – Пушкин, другой – Толстой».
Страстный поклонник цыганских песен А. Куприн называл их «красными розами на снегу».
Но наиболее ёмко место цыганской песни определил великий Толстой:
«Цыганская музыка была у нас в России единственным переходом от музыки народной к музыке учёной».
Примечательно, что и у здания театра есть своя интересная история.
Сразу после коронационных торжеств в Москве в 1826 году император Николай I распорядился распланировать ближайшую к городу часть Петербургского шоссе, превратив его в проспект с бульварами и парками.(Линии этой планировки мы видим и сегодня).
В 1830 году на межу Петровского парка с Кузнецкого моста переехал известнейший московский ресторатор – француз Транкль Ярд со своим рестораном «Яръ».Сначала ресторан назывался по фамилии владельца «Ярдъ», но трудно произносимое в русском языке сочетание быстро заменили на более удобное «Яръ». Помните песню - «Эй, ямщик, гони-ка к Яру».
Позднейшие владельцы ресторана на рубеже 20-го века заказали новую постройку модному архитектору Адольфу Эрихсону. В 1910 году появилось его помпезное здание, оборудованное последними техническими новинками того времени, включая электрическое освещение залов, сделанное фирмой «Simens».
Но, не только новинки прогресса манили в «Яръ», в старой Москве он был центром цыганской культуры, здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители.
В послереволюционные годы здание меняло и облик, и хозяев. Здесь размещалась студия «Детфильм», клуб лётчиков. Затем здание перестраивается, надстраивается ещё один этаж и в нём размещается Центральный дом Гражданского воздушного флота.
В послевоенные годы рядом строится гостиница «Советская» и здание вписывается в общий ансамбль, а Белый зал ресторана «Яръ» становится театрально-концертным залом отеля.
В 1969 году в театрально-концертном зале гостиницы «Советская» и соседнем здании (также постройки А.Эрихсона) размещается цыганский театр «Ромэн». В жизни театра начинается новый этап, а место вновь становится центром цыганской культуры.