. Омар Хайям
Сегодня
Приветствуем Вас на страницах информационно-познавательного журнала.
Каким бы багажом знаний вы не обладали, всегда найдется что-то любопытное, о чем бы вы хотели узнать.

Омар Хайям

2016/05/18

Омар Хайям Нишапур Этот выпуск альманаха для любознательных «Хочу все знать» посвящен великому персидскому поэту, ученому и философу — Омару Хайяму. Большенство знают Хайяма как автора коротких четверостиший, имеющих тонкий и точный философский смысл.

Однако в первую очередь этот человек был ученым, оставивший свой след в области математики, астрономии, истории, литературы и кулинарии.

Время, в которое жил Омар Хайям, было сумрачным и тяжелым. За малейшее вольнодумие на Востоке люди подвергались гонениям и притеснениям. Но Хайяма всегда отличала свобода мысли, он не отрицал существование Всевышнего, однако вся его деятельность была светской.

Его биография окутана легендами, мифами и домыслами, а даты его рождения и смерти до сих пор вызывают споры историков. В этом выпуске мы постараемся приподнять завесу тайн.

Установить точную дату рождения Хайяма помог гороскоп. Историк Абу-л-Хасан ал-Байхаки, лично знавший Хайяма, привел его в книге «Дополнение к «Охранителям мудрости»».

Первым, кто сделал анализ этого гороскопа, используя средневековые индийские таблицы движения планет, был индийский исследователь Свами Говинда Тиртха. Его расчеты много раз проверялись и получили подтверждение, что точная дата рождения Омара Хайяма - 18 мая 1048 г. До этого датой его рождения указывался – 1040 год.

Полное имя Омара Хаяма — Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Родился 18 мая 1048 года в Нишапуре – большом, ярмарочном городе на востоке Ирана, который в XI веке был одним из главных культурных центров провинции Хорасан.

Слово «Хайям» в буквальном переводе означает «палаточный мастер», от слова «хайма» — палатка. Ибн Ибрахим - означает сын Ибрахима. Таким образом, отца Хайяма звали Ибрахим и происходил он из рода ремесленников. Можно предположить, что этот человек имел достаточные средства и не жалел их, чтобы дать своему сыну хорошее образование.

О молодых годах Хайяма почти нет сведений. Имеются лишь скудные сведения, что учителем Омара Хайяма был некто по имени Насир ал-милла ва-д-Дин шейх Мухаммед-и Мансур. О нем, к сожалению, нет никаких сведений кроме того что он являлся «главой ученых и исследователей».

Согласно разным источникам, историки пришли к единому мнению, что в семнадцать лет Хайям достиг глубоких знаний во всех областях философии, благодаря своим природным способностям и памяти. Первым дошедшим до нас сочинением Хайяма является небольшой алгебраический трактат, рукопись которого хранится в библиотеке Тегеранского университета. Этот труд не имеет заглавия, и совсем ясно, где и когда был написан, но автор указан.

Дальнейшие сведения о Хайяме исходят из управляемого Караханидами Мавераннахра, столицей которого был сначала Самарканд, а затем – Бухара. С 1074 года начался двадцатилетний период блестящей, плодотворной научной деятельности Омара Хайяма.

О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно также мало, как и о его юности. Источники указывают, что некоторое время Омар Хайям пребывает в Мерве. В какой-то момент Хайям возвращается в Нишапур, где он прожил до последних дней жизни, лишь по временам покидая его для посещения Бухары или Балха. Ему к тому времени было, по-видимому, более 70 лет. Возможно, Хайям вел преподавание в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых и философов, участвовал в научных диспутах. В рукописях Табризи «Дом радости» сообщается, что у Хайяма никогда не было склонности к семейной жизни и он не оставил потомства.

Год смерти тоже, доподлинно не известен. Долгое время самой вероятной датой смерти Омара Хайяма считался 1123 год. Есть несколько источников, дошедших до нас из глубины XII века, которые противоречат друг другу.

Низами Арузи Самарканди в своей книге рассказывает о посещении им могилы Хайяма:
«Когда в году 1136 я приехал в Нишапур, прошло уже четыре года с тех пор, как тот великий закрыл лицо свое покрывалом земли и низкий мир осиротел без него»
Согласно этому источнику можно сделать вывод, что Омар Хаям умер в 1131-32г.

В «Доме радости» Табризи есть два указания на возможную дату смерти. Он пишет, что продолжительность его жизни - XХ солнечных года. Где XХ - это две цифры, которые написаны очень неразборчиво, но первая выглядит как 7 или 8, а вторая как 2 или 3.

Итак, если принять первый вариант - 23 марта 1122 года, то придётся допустить наличие ошибок в первых двух источниках. Другой вариант 4 декабря 1131 г. — не противоречит ни одному из документов, поэтому его, по-видимому, и следует считать наиболее вероятной датой кончины одного из выдающихся ученых и философов своего времени.

Омар Хайям рубаи Память о выдающемся человеке — Омаре Хайяме осталась в веках благодаря прославившим его четверостишиям – «рубаи» о любви, дружбе и поиске смысла жизни.

Омар Хайям не только великий поэт, ученый и мыслитель. Он символ свободной мысли и бунтарства против догматизма и традиций. Его философия не оставляет равнодушными многих людей, его стихи до сих пор вдохновляют и привлекают красотой и мудростью.

Омар Хайям остается одной из наиболее значимых фигур в истории и культуре Востока, и его наследие будет продолжать вдохновлять и учить людей.

«Не зли других, и сам не злись, мы ж гости в этом мире бренном...»