. Иван Крузенштерн
Сегодня
Приветствуем Вас на страницах информационно-познавательного журнала.
Каким бы багажом знаний вы не обладали, всегда найдется что-то любопытное, о чем бы вы хотели узнать.

Иван Крузенштерн

2014/08/12

Иван Федорович Крузенштерн, первый российский мореплаватель сумевший обогнуть земной шар Иван Федорович Крузенштерн – первый российский мореплаватель, обогнувший земной шар. На отчете о его кругосветной экспедиции русский император Александр I, собственноручно написал — «Национальное достояние, хранить вечно».

Знаменитые путешественники


Рассказом о выдающемся российском мореплавателе сумевшем обогнуть земной шар мы продолжаем цикл статей о знаменитых путешественниках. Выпуск посвящен Ивану Федоровичу Крузенштерну — русскому мореплавателю немецкого происхождения.

Иван Федорович Крузенштерн: краткая биография


Иван Фёдорович Крузенштерн, его имя при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, родился 19 ноября 1770 года в Эстонии, в имении Хагудис. Происходил из остзейского обрусевшего немецкого рода дворян, основоположником которого был его прадед – Филипп Крузиус. Его отец был судьей.

С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. И хотя жизнь его была всегда связана с морем, эту свою мечту осуществить удалось не сразу. Иван Федорович Крузенштерн после ревельской церковной школы, в которой он проучился три года начиная с двенадцати лет, сразу же поступил в единственное по тем временам учебное заведение в Кронштадте, которое готовило офицеров флота – Морской корпус.

Первый поход юного гардемарина по водным просторам осуществился в 1787 году по Балтике. Вскоре началась русско-шведская война. Как и многие другие, Иван Крузенштерн, не успев окончить курс обучения, досрочно был призван в мичманы на линейный 74-пушечный корабль «Мстислав». Произошло это в 1788 году. Отличившись в Гогландском сражении в том же году, юный Иван был отмечен командованием. А за заслуги в морских боях в Выборгской бухте при Красной Горке и в Ревеле в 1790 году его произвели в лейтенанты.

После войны в 1793 году уехал в Англию, чтобы продолжить изучать морское дело. На стороне английского флота бился с французами у северных берегов Америки. А также исследовал Бермудские острова, Бенгальский залив.

Набравшись опыта и окрепнув, в 1799 году Иван Федорович спустя шесть лет вернулся в Россию. В Петербурге он попытался представить свой проект и соображения в морское ведомство, однако не встретил понимания.

Но когда в 1802 году с аналогичным предложением стало выступать главное правление Российского министерства коммерции, император Александр I утвердил его, а во исполнение решено было снарядить кругосветную экспедицию. Как раз в это время и вспомнили о Крузенштерне, пригласив его к царю.

Первое кругосветное плавание


Государь, сильно воодушевившись проектом, утвердил его и предоставил Крузенштерну возможность личного его осуществления. В путешествие назначили два небольших парусных шлюпа: «Надежду» весом в 450 тонн и чуть более легкое судно «Нева». Командовать экспедицией и основным кораблем должен был Крузенштерн Иван Федорович, открытия которого впоследствии войдут в историю российского мореплавания как одни из самых значимых. А командование шлюпом «Нева» поручили его близкому товарищу капитан-лейтенанту Ю. Лисянскому.

Интересно, что в плавании великого путешественника сопровождал его верный четвероногий друг — спаниель.


Славное путешествие стартовало в начале августа 1803 года. Оба судна одновременно вышли из кронштадтского порта, чтобы отправиться в долгий и очень нелегкий путь. Основная задача, которая была поставлена перед экспедицией, – это исследование устья реки Амур для обнаружения новых маршрутов. Это всегда было заветной целью Тихоокеанского русского флота, воплотить в жизнь которую доверили давним друзьям и однокашникам – Крузенштерну и Лисянскому.

Суда должны были идти под военным флагом.  Для проведения научных исследований от Российской академии наук в экспедицию были откомандированы естествоиспытатели Лангсдорф с Тилезиусом, а также астроном Горнер. Шлюп «Надежда» кроме исследовательских и торговых целей, должен был перевезти в Японию российского посла — камергера Резанова, чтобы организовать торговые отношения с Японией.

Южное полушарие

Выйдя с рейда в Кронштадте, суда запшли в порт Копенгагена, в Фальмут, подошли к острову Тенерифе, и уже четырнадцатого ноября, перейдя экватор, в первый раз занесли русский военный флаг в Южное полушарие. Во все время плавания исправлением карт, поиском новых островов, съемкой окрестных берегов занимался именно Крузенштерн Иван Федорович.

Что открыл за время этого кругосветного плавания великий мореплаватель, станет известно спустя несколько лет, когда он опубликует свои записки об этом путешествии, представив общественности очень много любопытного материала обо всем, что увидел во время экспедиции.

В феврале 1804-го кругосветная флотилия, обогнув мыс Горн, разделилась. Причиной стали экстремальные погодные условия. К концу апреля Крузенштерну удалось добраться до Маркизских островов, где путешественники вновь воссоединились: в порту Анна-Мария, который впоследствии станет известен как Нукагива.

Пройдя мимо Вашингтоновых островов, первая русская кругосветная экспедиция продолжила путь в направлении севера. Но уже в мае вблизи Гавайских островов «Нева» с «Надеждой» снова разошлись. Первое судно отправилось в сторону Аляски, а второе пустилось к берегам Камчатки в сторону Японии.

Именно с тех пор эскимосский остров Ингалик, который принадлежит США, был официально назван островом Крузенштерна.

Двадцать шестого сентября 1804 года шлюп «Надежда» прибыл в Нагасаки. В Японии Иван Федорович Крузенштерн вынужден был задержаться до следующего года. Недоверчивые и крайне медлительные японцы решительно отказывались принять русского посла. Наконец, в апреле вопрос был разрешен. Возвратиться с Резановым на Камчатку Крузенштерн решил через Японское море, которое в то время было совершенно неизведанно мореплавателями. На пути ему удалось исследовать западные берега Нипона и Матсмая, а также южную и половину восточной части острова Сахалин. Кроме того, Иван Федорович определил и положение многих других островов.

Заплыв в Петропавловский порт, высадив посла, Крузенштерн возвращается к берегам Сахалина, заканчивает свои исследования, затем, обогнув его с севера, заходит в Амурский лиман, откуда второго августа возвращается на Камчатку, где, пополнив запасы продовольствия, «Надежда» направляется в Кронштадт.

Так закончилось легендарное кругосветное путешествие Крузенштерна, которое первым вписано в историю русского мореплавания. Оно вполне оправдало намеченный проект, составив не только новую эпоху, но и обогатив географию и естественные науки полезными сведениями о малоизвестных странах.

Государь очень щедро наградил Крузенштерна и Лисянского, а также всех остальных участников экспедиции. В память об этом важном событии Александр Первый даже приказал выбить особую медаль.

По итогам путешествия Иван Федорович Крузенштерн составил «Атлас Южного моря» с подробными картами и рисунками. При непосредственном участии великого путешественника в России было организовано Географическое общество, ставшее одним из самых авторитетных в мире.

С 1827 года знаменитый мореплаватель и ученый был директором Морского корпуса. На своем посту он провел ряд реорганизаций — обогатил библиотеку, учредил офицерский класс, расширил список предметов.

Умер Иван Фёдорович Крузенштерн 12 августа 1846 года в Таллине.