В предыдущей статье «Кирилл и Мефодий, жизнеописания» мы рассмотрели жизнь братьев до 858 года. Давайте продолжим, так как главное дело жизни братьев, как принято считать, начинается с 862 года.
В 858 году, император поручил Константину ответственную миссию — идти вместе с Мефодием к хазарам-язычникам для евангельской проповеди.
Хазарский каган отнесся к их визиту весьма благосклонно, и хотя сам он не крестился, но позволил креститься всем кто пожелает. В те далекие времена рядом с хазарами жили славяне.
По свидетельству «житие Константина — Кирилла»
В Корсуни он познакомился с одним из «русинов». Интересным является тот факт, что здесь Константин обнаружил Евангелие и Псалтырь на русском языке, написанные «русскими письменами».Большинство исследователей считают, что в «житии Кирилла» речь идет о древней, письменности, которая существовала на Руси до создания азбуки Кириллом и Мефодием.
В результате этой миссии в христианскую веру было обращено 200 человек хазар. По окончании своей миссии, взяв с собой, отпущенных на свободу плененных греков, Константин и Мефодий вернулись в Константинополь. Константин вернулся к наукам и стал опять преподавать, а Мефодий принял игуменство в Полихрониевом монастыре.
Самое главное дело жизни братьев, как принято считать, начинается с 862 года. В этом году по просьбе моравского князя Ростислава, Константин и Мефодий были направлены в Моравию с очень ответственной миссией — вести богослужения на славянском языке. В Моравии и Паннонии христианская вера была. Однако миссионеры из Южной Германии, совершали богослужение на латинском языке, поэтому народ не знавший этого языка, оставался «мало просвещенным».
В Моравии Константина и Мефодия встретили с великой честью. Братья стали просвещать народ понятной ему славянской речью. В этот период в Моравии активно строились церкви, открывались училища. Однако, латинские священники воспринимали просветительскую деятельность братьев неприязненно. Все католическое духовенство слало писать на них жалобы Папе Николаю I. В 867 году Папа Римский потребовал явиться братьям на суд в Рим.
Однако, когда братья прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых. Его преемником стал Папа Адриан II. Он торжественно встретил Константина и Мефодия за городом., так как узнал, что братья везут обретённые ими в херсонесском путешествии мощи святого Климента. В итоге Папой Римским было официально утверждено Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказано было положить в римских церквях и Литургию совершать на славянском языке. Мефодий был рукоположен в епископский сан.
В начале февраля 869 Константин окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя — Кирилл, и через 50 дней (14 февраля) скончался. Перед смертью он говорил брату:
«Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».После смерти брата, получив от Папы посвящение в епископы Паннонии и буллу в которой позволялось богослужение на славянском языке, Мефодий отбыл в Коцелу. Однако латинские священники были крайне недовольны. Зальцбургский архиепископ распорядился сослать, Мефодия в Швабию, где он пробыл в заточении, около трех лет.
Освобождение Мефодия, как принято считать, произошло по настоянию Папы Иоанна VIII в 874 году. Папа возвел просветителя в сан архиепископа моравского, присвоив ему звание папского легата. Однако, на Мефодия снова поступали жалобы, что он якобы игнорирует свою иерархическую зависимость от Папы. В 879 Папой было запрещено славянское богослужение и Мефодий был вызван в Рим на суд. На суде Мефодий одержал блестящую победу и снова получил буллу, разрешавшую славянское богослужение.
Незадолго до смерти, по приглашению императора Василия в 881 году, Мефодий прибыл в Константинополь. Однако получив радушный прием императора и одобрения патриарха Фотия, уже престарелый и слабый просветитель, вернулся в Моравию.
6 апреля 885 года, как принято считать, скончался великий просветитель Мефодий. После смерти Мефодия архиепископом моравским стал один из лучших его учеников — Горазд. В Моравии, после кончины великого просветителя осталось около 200 обученных им пресвитеров-славян.
Мы смогли убедиться, что данные первоисточников о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия не оставляют сомнений, что они являлись просветителями и авторами славянской азбуки. Это признается всеми исследователями. Однако, до сих пор предметом разногласия остается время и место составления русской азбуки, а так же вопрос о том, какой из двух известных в настоящее время славянских алфавитов, глаголица или кириллица, был изобретен Кириллом.
источник и используемая литература:
И.В. Ягич — «Вопрос о Кирилле и Мефодии в славянской филологии» (Санкт-Петербург, 1885);
А.В. Горский — «О святых Кирилле и Мефодии» («Москвитянин», 1843);
Филарет — «Кирилл и Мефодий» («Чтения в Московском Обществе Истории и Древностей Российских», 1846 - 47), "Святые южных славян" (Чернигов, 1865);
И. Малышевский — «Святые Кирилл и Мефодий» (Киев, 1886);