Но, в отечественной истории остался заметный отпечаток военных достижений и особого уклада жизни запорожских казаков.
Альманах для любознательных «Хочу все знать» подготовил подборку из истории образования специального воинского образования под названием – «Запорожская сечь», о существовавших там обычаях и порядках и некоторых интересных фактах из жизни запорожских казаков.
Запорожская Сечь – под этим названием история объединила целый ряд центров днепровского казачества, которые последовательно сменяли друг друга. Находились они в различных местах низовья Днепра, южнее днепровских порогов, откуда и пошло название «Запорожская».
Название — «Сечь», по наиболее распространенной версии, пошло от окружавшего административный центр частокола, который имел острые засеченные края. Однако, согласно полтавским актам XVII и XVIII вв. слово «сечь» или «сiчь», обозначало лесную вырубку, следовательно, можно предположить что первые поселения запорожских казаков ставились на поросших лесом островах.
Интересные факты о запорожской сечи
Община всех казаков Запорожской Сечи называлась Кош. Делился он на 38 куреней, которые являлись самостоятельными военными единицами. В каждом курене находилось от нескольких десятков до нескольких сотен казаков. Кроме того, у слова «курень» было и другое значение – так называлось жилое здание, в котором и находился «военный курень».
Основателем крепости на острове Малая Хортица, построенной в 1552 году, которая являлась прообразом Запорожской Сечи был Дмитрий Вишневецкий, родственник Ивана Грозного. Вскоре запорожские казаки вместе с московским войском пошли на Крымское ханство, а их укрепления стали важным государственным форпостом
Первая Запорожская Сечь — Хортицкая Сечь, была разрушена крымско-турецкими войсками уже в 1557 году. Однако идея «Сечи» – хорошо укреплённый военный лагерь – осталась и вскоре возродилась в следующих объединениях.
В общей сложности история Запорожской сечи насчитывает восемь Сечей, каждая из которых существовала от 5 до 40 лет:
|
|
|
|
Какие обычаи и порядки там царили?
Единственным органом власти на Сечи являлась Рада, на которой решались все важнейшие вопросы. Рады проходили 1 октября, затем 1 января и на второй или третий день Пасхи. Также, Рада могла быть созвана в любое время по желанию большинства казаков. Решения, принятые на Раде, являлись обязательными для всех и каждого.
Несмотря на то, что все решения принимались на Радах, Запорожская Сечь имела главу, которым являлся кошевой атаман. Кроме основных своих полномочий, он имел право подписывать смертные приговоры для виновных казаков. Особо тяжкими преступлениями считались следующие:
|
|
|
- За убийство одного казака другим, была предусмотрена жесточайшая казнь - его закапывали заживо вместе с убитым. Но, самым страшным преступлением считалось воровство внутри Сечи. Даже самая незначительная кража каралась казнью.
- Для принятия в Сечь мужчина должен был быть свободным, неженатым, говорить по-украински, исповедовать православие (или креститься в православную веру). После принятия в казаки он должен был пройти военную подготовку, которая длилась около семи лет.
- Особо важный атрибут внешности запорожского казака - длинный чуб оселедец. Отращивали его лишь опытные и закаленные в боях запорожцы. Смысл в него закладывали сакральный: матерый казак в результате своих похождений был слишком грешен, и ада ему было не избежать. Согласно легенде, лишь за длинный чуб милостивый Бог мог вытащить его из адских котлов.
- Знаменитое письмо, написанное казаками турецкому султану Мехмеду IV, содержало порядка двух с половиной десятков грубых оскорблений. Отказывая султану на требование прекратить нападения, запорожцы переиначили все его многочисленные титулы, превратив их в издевательские оскорбления, сопровождаемые отвлеченными нецензурными высказываниями.
- Казаки в Запорожской Сечи, помимо множества иных самоназваний, назывались«лыцарство». А постигнуть войсковые порядки в Сечи означало выучиться«сечевому рыцарству»
- Украинское казачество как термин появилось только в историографии XX века. Во времена существования Сечи казаков этих мест называли либо днепровскими, либо запорожскими.
- Не только украинцы составляли основу населения Сечи. Здесь было немало русских, поляков, белорусов. Иногда, на условиях приверженности православию, туда попадали даже татары, турки, армяне и литвины.
- Хотя запорожские казаки и были глубоко религиозными православными верующими, почетом здесь пользовались химородники, также называемые характерниками. Это были, самые что ни на есть, казацкие колдуны. Они, как правило, занимались лекарством и психологией, считалось так же что они обладали ясновидением. По дошедшим до нас легендам они могли проходить сквозь стены и превращаться в животных.
Причинами такого судьбоносного решения послужили несколько событий. Во-первых, Россия заключила с Крымских ханством договор, по которому она получала выход к Чёрному морю, поэтому необходимость в защите южных границ отпала. А во-вторых, казаки активно участвовали в восстании Пугачёва, поэтому Екатерина II опасалась, что восстание перекинется и на Запорожские степи.
5 июня 1775 года началась печально известная ликвидация Запорожской Сечи. Российские войска во главе с генералом-поручиком Петром Текелей подошли к Запорожью ночью. Они подобрали день, когда казаки праздновали зелёные святки и не были готовы к сражению. По итогам ультиматума Текели Запорожская Сечь была сдана без боя. Казна и архив были конфискованы. После этого Запорожская Сечь была полностью разрушена артиллерией.
После ликвидации Сечи, казаки пополнили ряды войск российской армии, а бывшие старшины стали дворянами. Пётр Калнышевский, последний атаман Запорожской Сечи, был сослан в Соловецкий монастырь, где провёл тяжкие 28 лет до самой смерти. Часть казаков ушла на территорию Турции, где они основали Задунайскую Сечь, которая смогла продержаться до 1828 года. Задунайские казаки сражались на стороне Турции, а также участвовали в подавлении восстаний.