. Римма Иванова
Сегодня
Приветствуем Вас на страницах информационно-познавательного журнала.
Каким бы багажом знаний вы не обладали, всегда найдется что-то любопытное, о чем бы вы хотели узнать.

Римма Иванова

2012/03/15

Подвиг сестры милосердияЗа всю историю Российской Императорской армии лишь три женщины были удостоены высшей военной награды.

Орден Святого Георгия Победоносца появился в перечне наград Российской империи в 1769 году. Это был высший орден России за боевые заслуги.

Первой возложила на себя знаки ордена 1-й степени 26 ноября 1769 года императрица Екатерина II, которая и учредила своим Указом эту награду.

Кроме Екатерины II этот орден в России получили только две женщины. Первой Ордена Святого Георгия для низших чинов (солдат и унтер-офицеров) была удостоена знаменитая «кавалерист-девица» – Надежда Дурова, другая – Римма Иванова, о чьем подвиге не справедливо забыли.

Еще одной награжденной орденом св. Георгия 4 степени (офицерского достоинства) и единственной иностранкой стала королева Обеих Сицилий Мария-София-Амалия. Она была удостоена этой награды по Указу российского императора Александра II за мужество при осаде крепости Гаэта отрядом Джузеппе Гарибальди в 1861 году.

В этом выпуске альманах для любознательных «Хочу все знать» расскажет о незаслуженно забытом героическом подвиге сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой.

Подвиг сестры милосердия



Римма Михайловна Иванова родилась 15 июня 1894 года в Ставрополе. Её родители - казначей духовной консистории коллежский асессор Михаил Иванович Иванов и Елена Никаноровна Иванова.

В 1913 году Римма Иванова окончила Ольгинскую гимназию и осенью того же года стала учительницей начальной школы в селе Петровском Благодаринского уезда Ставропольской губернии.

С началом Великой войны Римма Михайловна поступила на курсы сестер милосердия, организованные Губернским комитетом Всероссийского Земского союза совместно с местным отделением Общества Красного Креста. После их окончания она была удостоена звания сестры милосердия и до отбытия на фронт служила сестрой милосердия во втором земском "Епархиальном госпитале" в своем родном Ставрополе.

Вопреки протестам родителей Римма все же отправилась на фронт вместе со своим родным братом прапорщиком Владимиром Михайловичем Ивановым, младшим врачом 83-го пехотного Самурского полка, Георгиевским кавалером. Она была зачислена с ним в один полк, но в тыловом госпитале она оставаться не захотела, а сразу же отправилась на передовую. Из-за этого первые полгода она числилась в списках полка добровольцем-санитаром под мужским именем Ивана Михайловича Иванова.

Мужество и самоотверженность сестры, проявленные на поле боя, не остались не замечены ее однополчанами. Когда в июле 1915 года она отправилась в отпуск домой, навестить тяжело заболевшего отца, командир полка генерал-майор Стефанович так написал о ее деятельности:

"Неустанно, не покладая рук, работала она на самых передовых перевязочных пунктах, находясь всегда под действительным губительным огнем противника и без сомнения ею руководило лишь одно горячее желание прийти на помощь раненым защитникам Царя и Родины. Молитвы многих раненых несутся за ее здоровье ко Всевышнему".

Тяжело было расставаться с родным полком и Римме Михайловне. Вот как описывает она свой отъезд в письме к брату:

"...солдаты были опечалены и плакали. Начальство тоже взгрустнуло. А главное - что солдаты уверены, что санитары без меня не будут добросовестно работать. Поднесли мне солдатики прощальный благодарственный лист. Очень тяжело было ехать. ...полк наш мне стал второй семьей".

За время службы в Самурском полку Римма Михайловна Иванова была представлена к Георгиевским медалям 3-й и 4-й степеней. Первую награду она получила в Карпатах за вынос с простреливаемого участка прапорщика Гаврилова. Медаль 4-й степени - за эвакуацию из под огня прапорщика Соколова и восстановление поврежденной линии связи.

Из отпуска Р. Иванова вернулась в 105-й Оренбургский пехотный полк, куда был переведен ее брат. Прослужила она там недолго, но и на новом месте продолжала героически выполнять свой долг и вскоре удостоилась еще одной награды - Георгиевского креста 4-й степени. Получила она его за спасение с поля сражения раненого командира полка полковника А.А. Граубе.

9 сентября 1915 года 105-й полк в ходе контрудара 31-го корпуса во время Свенцянского прорыва пошел в наступление на карпатское село Доброславки (в настоящий момент - Брестская область, севернее города Пинска). В 1-ой роте были убиты командир и офицеры, солдаты смешались и стали отходить.

В этот момент перед отступающими солдатами поднялась хрупкая женская фигурка сестры милосердия Риммы Ивановой, которая перевязывала раненых в гуще боя. Она собрала вокруг себя тех, кто еще мог держать оружие и с криком "Вперед! За мной!" повела в атаку.

Видя это, солдаты воодушевились, опрокинули врага и взяли линию вражеских окопов. Однако во время атаки сама Римма Михайловна была ранена разрывной пулей и вскоре скончалась от потери крови на месте своего геройского подвига, оплакиваемая солдатами.

Ее выдающийся поступок получил огромный общественный резонанс. 17-го сентября Императорским указом Р.М. Иванова была награждена высшей военной офицерской наградой - орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. Этот орден предназначался только для офицеров, совершивших боевые подвиги на поле боя. Тот факт, что им была награждена женщина, подчеркивает исключительность подвига, совершенного ею.

Утром 25 сентября гроб с телом Риммы Ивановой был доставлен на родину. Встречать тело русской Жанны д'Арк, как окрестила её пресса, собралась масса народа. От вокзала вдоль Николаевского проспекта стояли войска, вдоль которых белый катафалк, запряженный четверкой лошадей в белых попонах, вез гроб, весь усыпанный цветами.

Впереди процессии на бархатных подушечках несли награды Риммы Ивановой: орден Cв. Георгия, Георгиевский крест и медали.

Похоронили Римму возле храма Андрея Первозванного. В прощальном слове протоиерей Семен Никольский сказал:

"Франция имела Орлеанскую деву  Жанну д'Арк. Россия имеет Ставропольскую деву - Римму Иванову. И имя ее отныне будет вечно жить в царствах мира".

Вскоре Россия вступила в длительную полосу смут и потрясений. Могила георгиевского кавалера Риммы Ивановой в церковной ограде оказалась уничтоженной, а её имя - надолго забытым. Но история все расставляет по своим местам.

В наши дни рядом с храмом Андрея Первозванного на предполагаемом месте захоронения установили небольшое надгробие. На здании школы-интерната (бывшей Ольгинской гимназии) укрепили мемориальную доску. В местном музее открыли экспозицию, посвященную единственной женщине, награжденной орденом Святого Георгия за воинский подвиг.